Практическая работа №5


Продолжаем отрабатывать навыки сжатия текста. 

Прочитайте отрывок из статьи о В. Яхонтове, мастере художественного слова. Подготовьтесь к изложению. Составьте план текста. 

Он читал лучше поэтов и лучше актеров. И не просто лучше, а совсем по-другому.  
Поэты читают по-разному, но почти все сохраняют ритмическую структуру стиха, несут стихотворную строку, как отлитую в форме, как бы убеждают в неделимости стихотворной строки – ценят не слово, а строчку и, стремясь к передаче целого, не заботятся о словесных деталях.  

Актеров всегда привлекала смысловая сторона текста; особенности стихотворной речи, как правило, отступали у них на второй план или становились вовсе неощутимыми.  

Владимир Яхонтов объединил в своем творчестве обе тенденции. И новое звучание стиха превратилось в высокое явление искусства.  

Яхонтов нашел ключ. И огромный успех его выступлений перед тысячными аудиториями с программами, включающими поэмы Маяковского, маленькие трагедии Пушкина, «Евгения Онегина», исполняющегося подряд два вечера, «Горе от ума», спектакль, в котором Яхонтов играл один за всех, – это одно уже могло бы свидетельствовать о его в этом деле новаторской роли.  

(И. Андроников) 
Вопросы и задания

1. Это утверждение не соответствует содержанию текста: 

а) Ритмическая структура стиха – это то, что прежде всего при чтении стараются передать поэты. 
б) Для актеров важнее всего при чтении выразить смысл текста. 
в) Яхонтову не удалось стать новатором. 
г) Звучание стиха в исполнении Яхонтова – это новое явление искусства.  

2. Выпишите из текста, готовясь к изложению, ключевые слова и словосочетания. 

3. Объясните значение слов: тенденцияаудитория, новаторский (в случае затруднения обратитесь к словарям на портале "Грамота.ру"). 

4. Прочитайте последний абзац, объясните орфограммы и пунктограммы. В каком значении употребляется слово ключ? Выпишите причастия, объясните, как они образованы. Составьте схему сложного предложения. 

5. В каких словосочетаниях способ подчинительной связи не примыкание? 

а) Совсем по-другому; 
б) словесные детали; 
в) всегда привлекала; 
г) читают по-разному; 
д) новаторская роль.  

6. Укажите средства связи между предложениями, между абзацами. 

7. Напишите сжатое изложение. Сделайте вывод: что помогает нам при написании сжатого изложения.